Общее·количество·просмотров·страницы

Правовой перекресток

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА» НА 2011-2015 гг.


17 марта 2011 года Правительство РФ подписало государственную долгосрочную программу "Доступная среда", которая направлена на создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни. По ее результатам будет увеличено количество школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и здоровым детям (сейчас таких школ всего 2% по России, к 2015 г. показатель будет увеличен до 20%).
Будет увеличено число транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов. Большее число телепрограмм будут иметь субтитры – к 2015 г. 50% от общего объема вещания общероссийских телеканалов (в настоящее время - не более 15%.) Будет увеличено количество рабочих мест для инвалидов, а также улучшены условия главных бюро медико-социальной экспертизы. На вопросы ответил Директор Департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития России Григорий ЛЕКАРЕВ.



 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
Предполагает ли данная программа создание доступной среды в ВУЗах. Сейчас лишь единицы из них готовы работать со студентами-инвалидами. Планируется ли их обеспечивать специализированными автобусами? Ведь сейчас добраться до ВУЗа студент-инвалид может только на такси.
 Григорий Лекарев:
Обеспечение доступности образовательных учреждений должно стать приоритетным направлением государственной политики. Именно там, при совместном обучении детей-инвалидов и ребят без инвалидности формируется здоровое отношения к проблемам инвалидности с самого раннего возраста, и это двунаправленный процесс. Инвалидам, получившим образование в обычном образовательном учреждении, гораздо проще адаптироваться к взрослой жизни. Конечно, Государственная программа не обошла стороной этот вопрос. Скажу более, мы уделяем проблеме формирования безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов особое внимание. Одним из соисполнителей Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Программа планирует реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Должна быть сформирована сеть базовых учебных заведений, в которых будут созданы такие условия, и по итогам реализации Программы, к концу 2015 года количество таких школ планируется довести до 20%. Сейчас их всего 2,5%. Также запланированы обучающие мероприятия для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях.
Учебный процесс тоже необходимо приспосабливать для нужд инвалидов. С целью обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов к образовательным учреждениям, будет проведено оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Программа закладывает такие возможности, предстоит еще совместное обсуждение конкретных мероприятий с нашими коллегами из Минобрнауки на координационном совете.
Хочу сразу предупредить возможный вопрос, все наши мероприятия по безбарьерной школе не отменяют коррекционного образования, оно во многом оправдано. Мы хотим расширить возможности ребят учиться в обычных школах. Что касается высших учебных заведений. Этот, на мой взгляд, чрезвычайно актуальный вопрос, неоднократно обсуждался с общественными организациями инвалидов, в том числе и на Совете по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации.
Согласно приказу Минобрнауки России от 30 декабря 2010 г. № 2211, по федеральным округам Российской Федерации определены базовые образовательные учреждения высшего профессионального образования, в которых создаются условия, обеспечивающие обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Стоит отметить, что среди них Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, который имеет многолетний опыт подготовки студентов имеющих инвалидность и по нашему мнению может стать хорошим методическим центром в плане такой работы. Конечно, стоит стремиться, чтобы в каждом образовательном учреждении были созданы условия для обучения инвалидов, но на данном этапе важно определить, так сказать точки роста, определить базу. В дальнейшем, с учетом возможных рисков, которые будут выявляться и устраняться, следует распространять эти наработки наиболее широко. Непосредственных мероприятий по ВУЗам в Программе не содержится.
Как бы обширна не была Программа, нужно понимать, что все мероприятия она вместить в себя не может, кроме того формирование условий доступности должно осуществляться и вне рамок программы.



 
Какие проекты по возвращению инвалидов в социум и недопущению изоляции от общества планируется реализовать в рамках программы "Доступная среда"?
Григорий Лекарев:
Я бы сказал, что на это нацелена вся Программа. Именно полноценная и возможно более полная интеграция - это то, к чему мы стремимся. Так как барьеров очень много, и они как бы рассыпаны на пути инвалида почти во всех сферах жизнедеятельности, мы настаиваем на том, чтобы мероприятия были комплексными и системными по каждой отрасли. Не только одними пандусами необходимо обеспечивать доступность. Именно поэтому у нас так много соисполнителей в Программе и у каждого свой перечень мероприятий.
          Я перечислю соисполнителей: Минздравсоцразвития России – основной исполнитель, Минспортуризма России, Минтранс России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минсвязи России, Минрегион России, Минпромторг России, Федеральное медико-биологическое агентство, в ведении последнего находятся учреждения медико-социальной экспертизы.
В рамках Государственной Программы условно можно выделить усилия по устранению физических барьеров, информационных и так называемых "отношенческих" барьеров. В плане физических барьеров, первоочередной задачей является объективизация состояния объектов наиболее значимых для инвалидов с точки зрения доступности. При этом Программа делает акцент на том, что классифицировать объекты следует как для инвалидов, испытывающих трудности при передвижении, так и для инвалидов с сенсорными и другими нарушениями. Итогом такой классификации, на основе обследования объектов станет формирование карт доступности. Это своего рода графическое обновляемое отображение на карте населенного пункта объектов, которые приспособлены для инвалидов, но паспортизированные по единой методике. Тут я хотел бы дать важное, на мой взгляд, пояснение.
Тактика в отношении адаптации существующих объектов и объектов нового строительства различна. Стоимость адаптации существующих объектов может быть весьма значительной. Поэтому с участием общественных организаций инвалидов Программа рекомендует определить наиболее востребованные и значимые объекты для инвалидов и приступить к их адаптации в первую очередь.
Кстати, такая этапность и постепенность преобразований рекомендуется и рядом международных организаций. В отношении объектов нового строительства. С 2009 года вступил в силу федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Он содержит конкретные требования в части доступности зданий для инвалидов к любым объектам, в том числе и к процессу проектирования. Это касается и внутренней планировки здания, и эвакуационных путей и услуг транспортной инфраструктуры. На основании отечественного и зарубежного опыта можно сказать, что удорожание строительного проекта в целом, в случае учета требований доступности на этапе проектирования не существенные и составляют порядка 1-1,5%. Так как нормативными актами требования уже установлены, по нашему мнению, особое внимание следует уделять налаживанию эффективного контроля за соблюдением этих требований всеми застройщиками. В плане информационных барьеров. В некоторых городах мы уже видим появление контрастных тактильных полос возле подземных пешеходных переходов и в метро, кое-где появляется аудио дублирование графической и текстовой информации, существует некоторое количество телевизионных передач с субтитрованием и ряд других адаптаций, но системным этот процесс называть еще рано.
Программа нацеливает регионы, которые разрабатывают собственные программы учитывать этот аспект, как элемент комплексности в подходах по обеспечению доступности. И физические и информационные барьеры присутствуют в любой стране в большей или меньшей степени. Приспособить в короткий промежуток времени все окружение нереально.
Важно чтобы процесс этот начался и чтобы исполнители всех нормативов осознавали и поддерживали эти начинания, считали их необходимыми. К сожалению, результаты социологических исследований показывают, что в массовом сознании присутствуют стереотипы основанные на предрассудках. Опыт общения с инвалидами минимален.
Мы считаем этот момент ключевым для формирования так называемого "отношенческого" барьера. Безбарьерная школа, о которой мы говорили, это важнейшее мероприятие в части устранения "отношенческих" барьеров. Кроме того Программа предусматривает проведение общественно-информационной кампании по различным тематикам. Это и инклюзивное образование, и проблемы трудоустройства инвалидов, и паралимпийское движение.

На сегодняшний день лишь очень небольшое количество магазинов и других учреждений оборудованы пандусами для въезда инвалидов - колясочников. Какими методами будет решаться вопрос о возведении достойных конструкций для въезда инвалидов с владельцами частных магазинов?
Григорий Лекарев:
Программа признает, что доступность в Российской Федерации находится на низком уровне. Количество оборудованных объектов действительно невелико. Инвестиции в "общедоступность" окупаются за счет расширения потребительского спроса. Это касается всех без исключения объектов, включая, конечно, магазины. Делая услугу доступной для инвалидов, вы открываете ее для новой категории потребителей. Это весьма многочисленная аудитория, только инвалидов в Российской Федерации более 13 миллионов человек. И что еще немаловажно, то, что удобно для инвалида, удобно и для других маломобильных категорий граждан, это и пенсионеры, родители с детскими колясками, беременные. Отказ в разумном приспособлении объекта или услуги трактуется Конвенцией ООН о правах инвалидов как дискриминация по признаку инвалидности.
Действующее законодательство, в частности федеральный закон "О социальной защите инвалидов" устанавливает, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Конкретные параметры доступности зданий для инвалидов изложены в СНиП 35-01-2001. За уклонение от исполнения упомянутых мной требований юридические и должностные лица несут ответственность. В этом плане существует судебная

практика.



 
Какие цели перед собой ставит программа "Доступная среда" и какими методами будет достигаться их выполнение?
Григорий Лекарев:
Основными целями Программы являются: формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы целью интеграции инвалидов в общество. Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 2 этапа.
На первом этапе в 2011 и 2012 году предстоит провести обследование и паспортизацию объектов и услуг для инвалидов в регионах, определить наиболее приоритетные из них в здравоохранении, в сфере культуры и образования, спорта и физической культуры, на транспорте и т.д., разработать дополнительные нормативные документы для повсеместной реализации и федеральными и региональными властями. Также на первом этапе будут реализованы два пилотных проекта в шести регионах: В Республике Татарстан, Тверской и Саратовской областях будет отработано формирование доступной среды на уровне региона, а в Республике Хакасия, Удмуртской Республике и Тюменской области механизм поэтапного совершенствования медико-социальной экспертизы. Второй этап с 2013 по 2015 годы предполагает софинансирование региональный программ. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, координирует деятельность соисполнителей и регионов. Мы приступили к формированию координационного совета, в который вошли в том числе представители общественных организаций инвалидов. Соисполнители программы разработают методические рекомендации по компетенции, а также будут осуществлять контроль за реализацией мероприятий Программы по компетенции. Кроме того, мы рекомендуем регионам в ходе реализации мероприятий их собственных программ привлекать общественные объединения инвалидов для установления "обратной связи" и организации общественного контроля.



 
Какие законодательные новшества планируется внести для полноценного осуществления программы "Доступная среда"?
Григорий Лекарев:
Программа содержит самостоятельный раздел – основные меры правового регулирования. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, и в настоящее время идет работа по подготовке к е ратификации. Минздравсоцразвития осуществляет разработку законопроекта, предусматривающего внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов и ратификацию Конвенции. Кроме этого, субъектам Российской Федерации рекомендуется провести анализ нормативных правовых актов регионального уровня на предмет соответствия положениям Конвенции. Для полноценного осуществления программы планируется также провести актуализацию положений национальных стандартов Российской Федерации, сводов правил, строительных норм и правил Российской Федерации, инструкций и рекомендаций, иных нормативных документов, устанавливающих требования доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям.



 
Государственная программа "Доступная среда" рассчитана на снятие физиологических барьеров для инвалидов. Входят ли в эту программу планы по снятию барьеров психологических?
Григорий Лекарев:
Программа выделяет специфическую на мой взгляд задачу – устранение "отношенческих" барьеров. Развитие "безбарьерного" образования и информационная кампания должны помочь в разрушении негативных стереотипов. Мы планируем проведение социологических репрезентативных исследований об оценке инвалидами отношения граждан к проблемам инвалидов.



 
Нельзя ли обязать водителей городского транспорта подъезжать к бордюрам на остановках. Я ни разу не видел, чтобы водитель низкопольного автобуса вышел и откинул аппарель,хотя на остановке алтуфьево стояли со взрослым колясочником, так его несколько человек заносили в автобус, а в метро алтуфьево никогда не работал подъёмник для инвалидов. Известно, что в алтуфьево находится центр для инвалидов, и каждый день студенты-инвалиды ездят на занятия и много пожилых едут до диагностического центра на абрамцевской улице.
Григорий Лекарев:
Вот именно эти на первый взгляд мелочи делают проблематичным пользование услугой целой категории граждан в уже приспособленном транспорте. На этом примере, на мой взгляд, видно, насколько необходимо учитывать формат услуги, а не просто приспосабливать объекты и транспортные средства. Государственная программа предусматривает расширение объемов использования низкопольных транспортных средств, а также механизм их использования. Субъектам Российской Федерации, как я уже говорил, отводится значительная роль в выполнении мероприятий, в том числе по совершенствованию предоставления услуг для инвалидов. Мы обязательно будем обращать внимание регионов на формат и особенности предоставления услуг.


У меня ребенок инвалид. Через два года нужно будет отдавать его в садик, потом учиться в школе. Очень хочется знать. Будут хорошие садики для детей инвалидов, а потом хорошие школы? Все в доступных местах? Будет какая нибудь программа, для детей с проблемой передвижением, ДЦП, и ряд других проблем. То есть учебные заведения будут распределятся по группам или все под одну гребенку? Типо инвалид и инвалид, какая разница кто адекватный кто нет. Мы из Санкт-Петербурга (система которая сейчас, ужасна, и именно "система")
Григорий Лекарев:
Поскольку Российская Федерация подписала Конвенцию ООН "О правах инвалидов", сейчас реализуется комплекс мер по ее ратификации. Дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми. При этом неукоснительно должно соблюдаться уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность. Конвенция подчеркивает, что государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования. Мероприятия по созданию интегрированного образования – то есть, образования, позволяющего совместно обучаться в обычных школах детям-инвалидам и детям, не имеющим нарушений развития, вошли в Программу. Реализовывать данные мероприятия будет Министерство образования и науки Российской Федерации. Решение о том, в каком детском саде или школе будет обучаться ребенок-инвалид (обычная или специализированная) принимает писхолого-медико-педагогическая комиссия. В рамках Программы будут проведены обучающие мероприятия для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях.